(По книге Майкла Ньютона «Путешествие души»).
Некоторые люди, критически настроенные по отношению к гипнозу убеждены, что пациент, находясь в трансе, выдумывает свои воспоминания и дает такие ответы, которые нужны гипнотизеру. Майкл Ньютон считает, что такое обобщение является ложным допущением. В своей работе он воспринимает и анализирует каждый случай так, как если бы впервые получил подобную информацию. Если пациент сумел каким-то образом выпасть из гипнотического процесса и специально сочинить что-то о духовном мире, или стал высказывать что-то по ассоциации с имеющимися у него идеями о жизни после жизни, то в таком случае эти ответы очень быстро придут в противоречие с отчетами о других случаях.
Майкл Ньютон знал и использовал метод тщательной перекрестной проверки уже в начале своей практики и не встречал случая, чтобы кто-нибудь хитрил, искажая свой духовный опыт, чтобы удовлетворить его. В действительности пациенты в состоянии гипноза, не задумываясь, исправляли его, если он неправильно или неточно интерпретировал их сообщения.
Когда пациентов вводят в состояние транса, их мозговые волны замедляются, то есть переходят из стадии «бета» — бодрствующего состояния через медитативную стадию «альфа» к различным уровням в диапазоне «тета». «Тета» — это гипноз, а не сон. Когда мы спим, то достигаем конечного состояния сознания. «Дельта» — состояние, когда информация из мозга попадает в подсознание и проявляется через наши сны. Но на стадии «тета» сознательный ум вовсе не находится в бессознательном состоянии, поэтому, имея все каналы памяти открытыми, можно и получать, и посылать информацию.
Находясь в состоянии гипноза, люди передают гипнологу свои точные наблюдения — картины, которые они видят, и беседы, которые слышат в своем бессознательном уме. Отвечая на вопросы, субъект не может лгать, но может неправильно интерпретировать то, что видит в бессознательном уме так же, как мы делаем это в сознательном состоянии. В состоянии гипноза людям трудно принимать то, в истинность чего они не верят.
Путем проб и ошибок Майкл Ньютон обнаружил, что вопросы о духовном мире следует формулировать в определенной последовательности. Пациенты в состоянии сверх-сознания сами не имеют особых причин или мотивов, чтобы выделять те или иные аспекты в океане информации о жизни души в духовном мире. Необходимо иметь правильный «набор ключей» к тем или иным дверям. Майклу Ньютону удалось выработать надежный метод проникновения в различные сферы духовного мира, с помощью которого он мог открывать нужные двери в нужный момент во время сеанса.
Так как с каждым сеансом Майкл Ньютон обретал больше уверенности, люди чувствовали, что он хорошо ориентируется в вопросах потустороннего мира, и поэтому спокойно рассказывали ему о нем. Среди его пациентов, участвовавших в сеансах, были как очень религиозные мужчины и женщины, так и те, кто не имел особых духовных убеждений вообще. Большинство находилось где-то посередине, располагая набором своих собственных представлений о жизни.
В ходе своих исследований Майкл Ньютон обнаружил удивительную вещь: как только пациенты погружались путем регрессии в память подсознания, все они демонстрировали замечательную последовательность в ответах на вопросы о духовном мире. Люди даже использовали одни и те же слова и наглядные описания, когда обсуждали свою жизнь в качестве души.
Однако, несмотря единообразие опыта столь многих пациентов, он продолжал проверять и сопоставлять высказывания своих пациентов и находить все новые подтверждения о характерных особенностях функциональной деятельности души.